Прочитал недавно на Банкир.ру статью Людмилы Коваленко: «Побочным эффектом кризиса 1998-го стало то, что банкиры вдруг разговорились» и призадумался.
20 лет журналу, это по нынешним меркам довольно большой период. Можно много что вспомнить.
Ну и мне есть что вспомнить.
План счетов Госбанка СССР уже в начале 90-х требовал изменения, накопилось много разных событий и операций, которые требовали отражения в учете, но в банках пока не очень понимали как это сделать правильно.
В связи с тем, что общий уровень подготовки сотрудников был довольно низкий (а где брать специалистов, если их нет?), то старались читать "умные" газеты и журналы. Вдруг где что напишут и это подойдет и нам. Шел и неспецифический обмен черезфирмы-разработчиков программного обеспечения. Им банки сбрасывали свои ТЗ и предложения по улучшению работы операционного дня. Они же аккумулировали все заявки и старались разобраться, как сделать правильно и так, чтобы это устраивало большинство. Мы же получали в результате информацию о том, как хотят делать другие банки, ну или как уже делают.
Исходя из своего опыта,я начал писать небольшие статьи по бухгалтерскому учету примерно в 93-94 гг. А первый опыт написания статей в большем формате в 94-95 гг. Тогда издавался "Банковский журнал", в котором они и публиковались. Статьи находились сотрудниками банков и ксерографировались, но все-таки это был не "широкий рынок". В 1997 году вышла первая обобщая эти статьи книга "Операционная техника и учет в банках" в издательстве "Банковский бюллетень".
Тем не менее, потребность в межбанковском общении была в явном виде.
Как написано у Людмилы Коваленко, задача довести свои проблемы через прессу до регулятора вышла на просторы банковского сообщества уже ближе к концу 90-х.
Это не совсем верно. Такая потребность была всегда, но непонятно было как ее реализовать.
Кому то было проще, кому то сложнее. Довести точку зрения до регулятора можно было и через письма, которые направлялись в адрес ЦБ. Можно было и просто позвонить и спросить или рассказать о возникшем вопросе.
Очень коротко и понятно старался объяснить Котельников. Это бывший главный бухгалтер Госбанка СССР, который работал в Департаменте бухучетаЦБ. Потом также можно было поговорить о проблемах и с Семеновым, который старался понять возникший вопрос и дать, если не сразу, то через какое то время, ответ на вопрос.
В 1997 году уже вошел в моду интернет. Это конечно не та популярность, что сейчас, но все таки. По крайней мере банки были к интернету подключены. В 1997 г. у меня была личная страничка в интернете. В 1998 г. она была преобразована в "Бухгалтерский учет в банках", где выкладывались письменные ответы Банка Россиина запросы банков, в серии заметок отражались наши мнения, возникшие в результате бесед банковских бухгалтеров между собой, а также устные ответы специалистов ЦБ на наши вопросы. Но все-таки это был личный сайт, а не "нейтральная" площадка для общения.
Следует отметить, что вопросы банковской тематики освещались в журналах "банковское дело в Москве", "бухгалтерия и банки", а позже и в "Бухгалтерский учет в кредитных организациях". Хотя, должно сказать, что список авторов был всегда ограниченным. Писателей было не очень много.
Серьезный прорыв произошел с появлениям форума на сайте Bankir.ru.
На форуме можно было задать вопрос и получить ответ. Степень достоверности ответа определялась задающим вопрос и участниками обсуждения. Но этот "короткий" формат не требовал больших сил, которые необходимы для написания, например, статьи. С другой стороны, в процесс было вовлечено на порядки больше людей, нежели авторы статей для прессы.
Подводя итог следует отметить, что потребность в общении была начиная с начала 90-х. Потребность эта получила возможность реализации с развитием технологий, что и привело к взрывному характеру расширения аудитории общающихся.
А что касается регулятора, то он как всегда стоит в стороне и достучаться до него можно, как и прежде используя или личные контакты или через очень-очень высоких лиц, вхожих туда, куда простым смертным низ-зя.