http://www.parfenov.ru/dir41/dir81/
"Парфенов.ру"
Материалы 8 конференции по модернизации системы противодействия

  

На 8 конференции по перспективам развития противодействию легализации, проходящей в Москве 28 апреля г-н Тосунян Г.А. попенял ФСФР, что из 121 банка, передавшего на согласование Правила противодействия, приняты ФСФР они были только у одного.

В ответном выступлении глава ФСФР В.Д. Миловидов заявил следующее. Я сразу извиняюсь за косноязычие, но все обороты убрать не успел. Приводится с купюрами.

 

Спасибо за возможность выступить. Подобные мероприятия очень важны и очень важно, что АРБ проводит такую регулярную конференцию, поскольку, как мне кажется, эта тема никогда не стареет.

Что касается нашей деятельности, то за последнее время совместно с Центральным банком нами проводится очень активная работа по тому чтобы пресекать, предотвращать максимально в возможно короткие сроки деятельность финансовых институтов, которые могут быть заподозрены в совершении тех или иных операций, вызывающих существенные подозрения, с точки зрения борьбы с отмыванием средств. Сейчас на сайте ФСФР, к сожалению регулярно, вывешиваются дополнительные списки организаций, которым мы приостанавливаем операции на финансовом рынке. Именно имея в виду подозрения на отмывание и легализацию. Я знаю, что было подготовлено соответствующее письмо ЦБ РФ, которое обратило внимание банков на то, чтобы на эти списки надо обращать внимание и не допускать банковских операций для таких организаций. Сейчас первая партия организаций – участников финансового рынка, порядка тридцати, были лишены лицензии в прошлом году, в этом году пострадали еще 9 компаний за то, что они делали на финансовом рынке. Сейчас ведутся проверки по еще целому ряду таких компаний К сожалению мы сталкиваемся с тем, что произошло движение операций по легализации денежных средств от банковского сектора во внебанковский сектор. Во многом это связано с тем, что существует то, что принято называть регулятивным арбитражем, к сожалению, многие небанковские финансовые институты в ряде своих аспектов деятельности регулируются гораздо менее жестко, чем ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков. Конечно, между банками и небанковскими организациями всегда была разница, она всегда будет существовать. Всегда для небанковских организаций определенные виды операций будут более либеральные для их осуществления. Но, тем не менее, определенная тенденция к сближению, ограничению недобросовестной деятельности, она должна осуществлять в параллель. В этом плане вопрос об отмывании денежных средств является ключевым.

Гарагин Ашотович уже говорил, что у нас есть соглашение о сотрудничестве АРБ и ФСФР. Я возлагал и возлагаю на него надежды в том плане, что у нас работает много банков, которые являются и участниками профессионального рынка ценных бумаг. Большая часть из них является членами АРБ, какие-то являются членами НФА, какие-то членами НАУФОР. Несмотря на множественность саморегулируемых организаций, сотрудничество с каждой их них и конечно с АРБ, которая объединяет большое количество банков для нас крайне важно.

В этой связи тем более обидно, когда находятся элементы недопонимания между Ассоциацией, банками и Федеральной службой. Тем более обидно, когда союзники на этом поле зачастую начинают говорить на разных языках. Такое складывается впечатление, что кое кто находится в иллюзиях, пугалки на стенах вывешивают. Я хотел бы обратить внимание о том, что к сожалению, те цифры которые были названы – один банк согласовал, а 120 не согласовали, эта цифра не имеет ни малейшего основания.. На сегодняшний день нам на регистрацию правил обратилось порядка 290 организаций- банков. 100 организаций согласовали свои правила с ФСФР. Это говорит о том, что банки читают закон, они читают приказы Росфинмониторинга так как они их читают.  И они согласовывают свои правила. Поэтому здесь тень на плетень наводить не надо. И я обращаюсь не столько к Гарегину Ашотовичу, сколько к руководству Комитета АРБ, который занимается отмыванием. Или борьбой как бы с отмыванием. Когда на сайте АРБ размещаются рекомендации о том, как не надо исполнять закон, мягко говоря, это вызывает вопросы. Вопросы вызывает…Прежде чем такие рекомендации на сайт официальный вешать, который читают сотни банков и этим потом руководствуются, то наверно посоветоваться надо, наверно как-то обсудить, вопросы задать. Хорошо, что мы сейчас встречаемся в весенние дни, когда мороз прошел, тепло и всё становится лучше.

Но давайте вещи называть своими именами. Я не хочу сейчас комментировать применение закона. Но обратите внимание на одну вещь. Мы очень часто играем словами «распространяется на кредитные организации» или «не распространяется на кредитные организации». А кто сказал, что кредитная организация это название юридического лица? Кредитная организация это лицензия юридического лица, дающая вам право осуществлять банковские операции. Но точно также вы получаете лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. В каком законе написано, что лицензия кредитной организации  приоритетна по отношению к лицензии профучастника? Где это написано, хоть один закон мне покажите. Нигде не написано. Поэтому, есть требования, которые установлены к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и их надо соблюдать. Есть требования, которые установлены к кредитным организациям и их надо соблюдать. К счастью или к сожалению. Здесь присутствует представитель законодательной власти. У нас законодательство такое, что у нас в одном лице соединяется и лицензия кредитной организации и лицензия профучастника. Плохо это или хорошо – вопрос к Центральному банку, к законодателю, отчасти к нам. Так сложилось, не нам это критиковать, по крайней мере не мне.

Надо приходить к выводу, что да, есть такой симбиоз. И есть два регулятора – это особенность нашего регулирования. Не мне судить о том, правильно это или нет. Мы достаточно тесно работаем с Центральным банком, с Росфинмониторингом по поводу того, чтобы те нормы, которые сегодня заложены в это регулирование были более мягкими. Не в том смысле чтобы не дать банку или наоборот или кому-то смягчить или дать какие-то льготы. Не в этом смысле. Чтобы было более понятным и очевидным.

Как мне кажется, из текста приказа 256,который многие вспоминают, в принципе следует. О том что правила контроля за противодействием, так сказать, отмыванию преступных доходов могут осуществляться в рамках самостоятельного подразделения банка, который занимается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Это самостоятельное подразделение. Давайте будем с таким подходом подходить. Когда мне рассказывают, что банки имеющие десяток филиалов по стране каждый должен своих сотрудников обучить – это неправда. Есть подразделение и всё это можно найти в конструктивном диалоге. Я еще раз повторяю, цифры говорят сами за себя. Каждую неделю два раза в неделю по вторникам и четвергам ФСФР по пять, по шесть, по семь и более правил против отмывания коммерческих банков регистрирует, согласовывает. Поэтому у меня просьба ко всем банкам и к АРБ – давайте работать конструктивно, поскольку это наша общая цель, эта наша общая зада, чтобы на рынке российском, видящем перед собой цель трансформации в конкурентноспособный рынок, имеющий, так сказать, желание претендовать на роль места, где располагается один из финансовых центров. Наверно мы должны к этой цели идти вместе, не толкаясь, не обвиняя друг друга ни в чем. Находить конструктив.

 

 

 

 

 

 

Copyright © "Парфенов.ру", 2001-2022, All rights reserved.