http://www.parfenov.ru/base/norm-doc-project/doc_BR/dir190/
"Парфенов.ру"
Банк России опубликовал проект новой Инструкции №1 "О порядке регулирования деятельности банков", и указание "Об оценке рисков кредитных организаций".

Банк России опубликовал проект новой Инструкции №1 "О порядке регулирования деятельности банков", и указание "Об оценке рисков кредитных организаций".


Информация по проектам новой редакции Инструкции Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" и Указания Банка России "Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами"


Банк России в рамках работы по совершенствованию системы банковского регулирования и надзора, а также в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" о регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативных актов Банка России подготовил проекты новой редакции Инструкции Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" (далее по тексту – Проект Инструкции) и Указания Банка России "Об оценке рисков кредитных организаций по отдельным видам сделок с финансовыми активами" (далее по тексту – Проект Указания).

Разработка указанных проектов направлена на переход от формальных оценок состояния кредитных организаций (так называемая комплаенс-ориентация) к содержательному анализу процессов, протекающих в банке, то есть дальнейшему внедрению элементов риск-фокусированного направления банковского надзора. Кроме того, при их подготовке были учтены опыт подразделений надзорного блока по осуществлению дистанционного надзора за кредитными организациями, а также практика взаимодействия Банка России с территориальными учреждениями.

Проект Инструкции содержит ряд изменений, отличающих его от действующей в настоящее время Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков", а именно:

1. Не содержит обязательных нормативов: максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика (Н8), максимальный размер кредитного риска на одного акционера (вкладчика) (Н9), максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11), максимального размера обязательств банка перед банками –нерезидентами и финансовыми организациями нерезидентами (Н11.1) и норматива ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14), которые не предусмотрены Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

2. Для активов, отнесенных к IV группе риска, предложен коэффициент риска 50% (в действующей редакции Инструкции - 70%).

3. В IV группу риска классифицируются: кредиты и депозиты (в том числе в драгоценных металлах) и иные средства, размещенные в банках-резидентах Российской Федерации, сроком размещения до 30 дней; кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено гарантийным депозитом, размещенным контрагентом - юридическим лицом в банке-кредиторе, залогом собственных векселей банка-кредитора.

4. Территориальным учреждениям предоставляется право при соответствующих обстоятельствах устанавливать контрольные значения обязательных нормативов (данное положение включено в проект Инструкции в развитие положений Указания Банка России от 31.10.1997 № 10-У).

5. Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности снижается до 50% (в действующей редакции Инструкции минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности установлено в размере 70%).

6. Предусматриваются изменения в порядок расчета нормативов ликвидности:

6.1. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя "Высоколиквидные активы" (Лам) (норматив мгновенной ликвидности Н2), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран из числа "группы развитых стран", со сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее, чем на следующий день после дня востребования, депозитами и иными размещенными средствами в Банке России до востребования и на один день;

6.2. Перечень размещенных до востребования средств, включаемых в расчет показателя "Ликвидные активы" (Лат) (норматив текущей ликвидности Н3), ограничен депозитами до востребования, размещенными в банках стран, не входящих в "группу развитых стран", сроком нахождения на балансе до 10 дней, исполнение обязательств по которым в соответствии с договором предусмотрено не позднее, чем на следующий день после дня востребования;

6.3. Суммы активов и обязательств корректируются на суммы встречных требований и обязательств банка в отношении тех же контрагентов, сроком исполнения в течение ближайших 30 дней, по счетам НОСТРО и межбанковским кредитам и депозитам (в части требований и обязательств, по которым срок наступления обязательства равен или больше срока предъявления требования).

7. Вводится требование о соблюдении банками обязательных нормативов на ежедневной основе (при сохранении ежемесячного порядка предоставления отчетности об их соблюдении).

8. Конкретизируется режим взаимодействия банков с осуществляющими за ними надзор территориальными учреждениями Банка России по вопросу соблюдения обязательных нормативов.

9. Уточняются отдельные термины, используемые для целей проекта Инструкции (в частности: синдицированные ссуды, связанные заемщики, инсайдеры, связанные с кредитной организацией лица).

Проект Указания разработан в развитие положений Указания оперативного характера Банка России от 27.12.2002 № 181-Т "Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск" (далее по тексту – Рекомендации) и предусматривает включение в расчет важнейших пруденциальных показателей деятельности кредитных организаций (достаточность капитала, ликвидность, концентрация рисков, требования по формированию резервов, определение величины собственных средств) рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным принятием кредитной организацией обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, а также рисков, связанных с отчуждением/приобретением финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту (приобретателю/продавцу) права отсрочки поставки финансовых активов.

Проект предусматривает уточнение определения видов финансовых активов кредитных организаций, на которые должно распространяться действие Указания.

В Проекте уточняется также (по сравнению с Рекомендациями) порядок включения сделок, связанных с приобретением/отчуждением финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению/приобретению, в расчет нормативов ликвидности, согласно которому указанные сделки по экономическому содержанию расцениваются как ссуды и/или дебиторская задолженность организации под залог финансовых активов.

«« Документы и информация ЦБ РФ »»

Copyright © "Парфенов.ру", 2001-2024, All rights reserved.